Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение города Новосибирска 

"Средняя общеобразовательная школа №140"

 "горячей" линии               Отправить обращение в электронную приемную           

                                                        
Основное общее образование

 

Основное общее и среднее (полное) общее образование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к рабочему  учебному плану  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 140»

на 2015 – 2016 учебный год,

 реализующих стандарты первого поколения  в 6 - 11 классах.

      

  Рабочий учебный план МБОУ СОШ № 140, реализующий стандарты первого поколения в 6-11 классах, разработан на основе

·        Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·        приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

·        приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);

·        письма Минобрнауки РФ, Департамента государственной политики в образовании от 07.07.2005г.  № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

·        Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;

·        приказа Министерства образования, науки и инновационной политики НСО от 06.07.2015 № 1920  «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций Новосибирской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2015-2016 учебный год»

·        приказа МБОУ СОШ № 140 от 28.08.2015г № 85 «Об утверждении учебного плана на 2015-2016 учебный год (протокол педагогического совета от 28.08.2015г. № 26).

 

Учебный план является  нормативным документом по введению федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования  в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. 

Содержание образования, определенное инвариантной частью,  обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная  часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся по учебным предметам федерального компонента, количество часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения.   Количество часов определено применительно к 6-дневной учебной неделе на второй и третьей ступенях образования. Учтены  рекомендации регионального комитета образования в предлагаемых  учебных предметах.

Рекомендованное количество часов федерального и регионального  компонентов  полностью сохранено.

Уровень основного общего обучения охватывает 18 классов-комплектов.

Обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению.

Учебный план для второй ступени образования ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.   

Продолжительность 2015-2016 учебного года  в 6 - 7 классах составляет 35 учебных недель, 8 - 36 учебных недель, в 9 классах – 34 учебные недели, что позволит выпускникам своевременно завершить учебный год до начала государственной (итоговой) аттестации;  продолжительность учебной недели – 6 дней, продолжительность урока  в течение всего учебного года составляет 45 минут. Рекомендованное количество часов федерального, регионального и школьного компонентов  полностью сохранено.

Базовый компонент рабочего учебного плана обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В число предметов и курсов регионального компонента государственного стандарта общего образования на второй ступени образования в рамках стандартов первого поколения включаются:

«Искусство родного края» - в 8 классах, 1 час в неделю;

«Основы выбора профессии» - в 8 классах, 1 час в неделю, в рамках   предпрофильной подготовки. Данный курс даёт ученику возможность реализовать свой интерес к выбранной профессии,  а также создаёт базу для ориентации в мире современных профессий;

В 9 классах на региональный компонент даётся по 3 часа.

Для осуществления предпрофильной подготовки учащихся введён обязательный курс «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» - 1 час в неделю.

На основании мониторинговых данных в рамках предпрофильной подготовки добавлено по 1 часу на курсы «Математика» и «Экономика».

 

Компонент образовательного учреждения  представлен следующими курсами:

«Информатика и ИКТ», 1 час в неделю в 6 - 7 классах, цель курса состоит в том, чтобы дать начальные сведения об информации, информационных процессах и информационных технологиях, что даёт возможность легче усвоить курс информатики в среднем и старшем звене;

«Русская словесность», 1 час в неделю в 6 - 9 классах, цель  данного курса – овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, формирование читательских умений;

«Мир эмоций», 1 час в неделю в 7 классах, цель курса – повышение компетенций учащихся в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков и позитивной «Я-концепции»;

 «Психология самоопределения», 0,5 часа в неделю в 8 классах, цель курса – изучение собственных предпочтений в профессиональной сфере;

«Разговор о правильном питании», 0,5 часа  в неделю в 7а,б,в классах;

«ОБЖ», 1 час в неделю в 6 – 7, 9 классах;

«География Новосибирской области», 1 час в неделю в 8 классах, реализация отдельного курса, с элементами краеведческой направленности;

«Математика» добавлен 1 час в 6в и 7г классах с целью расширения математического кругозора учащихся.

«Конструирование» 0,5 часа  в неделю в 7а,б,в классах направлено на формирование у учащихся профессионально-прикладных навыков и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.

Реализация 0,5 часа по всем предметам ведётся по полугодиям. Предметы школьного компонента обязательны для изучения.

Таким образом, учебный план:

u    обеспечивает предпрофильную подготовку учащихся;

u    создаёт условия для индивидуализации и дифференциации                                                                                              обучения;

u    обеспечивает преемственность со следующей ступенью образования

Максимальный объем обязательного домашнего задания в 6 – 8 классах – 2,5 часа, в  9 классах – 3 часа.

Преподавание учебных предметов федерального компонента осуществляется в соответствии со стандартами первого поколения и соответствует недельной и годовой учебной нагрузке в полном объёме.

Основные направления развития физической культуры на уровне основного общего образования: оздоровительное — воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей; коррекции осанки и телосложения; спортивное -  углубленное освоение учащимися одного или нескольких видов спорта; общеразвивающее – расширенное и углубленное освоение отдельных тем и разделов, основ технических и тактических действий.

 

Уровень среднего общего обучения охватывает 2 класса-комплекта.

 

Средняя школа является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ уровня среднего общего образования, развитие общих устойчивых познавательных интересов и творческих способностей учащихся. Она призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Учебный план на уровне среднего общего обучения направлен на реализацию следующих целей:

u создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

u обеспечение базового или профильного изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования;

u установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями;

u расширение возможностей социализации обучающихся;

u обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования;

u удовлетворение социального заказа родителей и учащихся.

Учебный план для уровня среднего общего образования ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ. Исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), организовано универсальное обучение. Часы школьного компонента используются для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента.

Продолжительность учебного года в 10 классе составляет 36 учебных недель, продолжительность учебной недели – 6 дней, продолжительность урока для 10 класса в течение всего учебного года составляет 45 минут.

Продолжительность учебного года в 11 классе составляет 34 учебных недели, продолжительность учебной недели – 6 дней, продолжительность урока для 11 класса в течение всего учебного года составляет 45 минут.

Базовый компонент рабочего учебного плана обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта. Базовые общеобразовательные учебные предметы направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются:

«Русский язык», изучение ведется на базовом уровне, из компонента ОУ  предлагается по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах для подготовки к итоговой аттестации и для более успешного освоения учащимися образовательных программ

«Литература», изучение ведется на базовом уровне по 3 часа в неделю;

«Иностранный язык», базовый уровень, 3 часа в неделю;

«Математика»,  изучение ведется на базовом уровне, из компонента ОУ  предлагается по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах. Построение материала предполагается в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу и геометрии;

«Информатика и ИКТ» – преподавание ведется по 2 часа в неделю как в 10 так и в 11 классах, из них 1 час  вводится за счет часов компонента ОУ;

на изучении «Истории» к часам, предусмотренным федеральным компонентом, ОУ добавляет  1 час в неделю в 10-м и 11 классах за счет часов компонента ОУ;

«Обществознание (включая экономику и право)» ведётся как интегрированный курс за счёт часов базового компонента, 2 часа в неделю;

«География» – изучается по 1 часу в неделю как в 10, так и в 11 классах осуществляется завершение линии;

«Физика»  - базовый уровень, 2 часа в неделю;

«Химия» - базовый уровень, 1 час в неделю;

«Биология», изучение ведется на базовом уровне, 1 час в неделю; «Физическая культура» - изучается по 3 часа в неделю на базовом уровне в 10 и в 11 классах. Для проведения третьего часа физической культуры планируется в полной мере использовать школьные спортивные сооружения, спортивную площадку и зоны рекреаций;

«ОБЖ» - базовый уровень, 1 час в неделю;

«Технология» -  базовый уровень, 1 час в неделю;

на изучение «Мировой художественной культуры» отводится 1 час в неделю.

Региональный (национально-региональный) компонент для 10-11

 классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение, и набором предлагаемых предметов (курсов). В качестве регионального компонента содержания образования на третьей ступени образования в 2015-2016 учебном году определено:

«История Сибири», отводится 1 час в неделю в 11  классе;

«Экономика», 1 час в неделю в 10 классе с элементами регионоведения;

введение курса «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» - в целях содействия профессиональному самоопределению старшеклассников на основе сформированных компонентов технологической культуры, реальных потребностей рынка труда Новосибирской области и Сибирского региона, 1 час в неделю в 10-11-х классах.

Элективные учебные предметы  - обязательные учебные предметы из компонента образовательного учреждения в 10 - 11 классах представлены курсом:

«Экономика», продолжение курса, начатого в 10 классе с целью формирования экономической грамотности, знания экономических  законов и умения применять их на практике, 1 час в неделю в 11 классе;

«Проектная деятельность», цель – развитие навыков планирования, структурирования, реализации и анализа работы, оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовки выступлений на НПК и конкурсах школьников, по 2 часа в 10 и 11-м  классах;

 «Практикум по решению математических задач», цель - формирование умений по решению комплексных задач, 0,5 часа в 10-11-х классах;

«Практикум по русскому языку», цель - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической пунктуационной грамотности, 0,5 часа в 10-11-м классах.

«Основы психологии и конфликтологии», элективный курс по психологии,  который вводится в 10-х классах по 1 часу в неделю и продолжается в 11-х классах под названием «Давай договоримся» (основы конфликтологии), рассчитанный также по 1 часу в неделю. Цель – дать представление об основных проблемах социальной психологии, познакомить учащихся с  новыми достижениями в области  социальной психологии, социальной философии,  а также выработка у учащихся своей точки зрения по изучаемым вопросам, способствование дальнейшей социализации выпускников школы и поиске эффективных методов разрешения конфликтов, которые возникают в связи с вступлением в новые отношения.

Следует отметить, что  предложенные учащимся элективные курсы являются обязательными за исключением курса «проектная деятельность», который определён как курс по выбору (при этом нагрузка учащихся не превышает предельно допустимой аудиторной нагрузки при 6-дневной учебной неделе, что составляет 36 часов).

Осуществление проектной деятельности предполагается по всем учебным предметам по выбору учащихся, а  непосредственная научно-методическая помощь будет осуществляться учителем информатики при консультации учителей – предметников.

Максимальный объем обязательного домашнего задания в 10 – 11-х классах составляет 3,5 часа.

Преподавание учебных предметов федерального компонента осуществляется в соответствии со стандартами первого поколения на уровне среднего общего образования

    

Учебный план утвержден на педагогическом совете 28 августа 2015 года (протокол № 26 от 28.08.2015г.)

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"